Решение задач "Что нарисовал исполнитель"
Пример 1 Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:
Вперед n, где n ‑ целое число, вызывающая передвижение черепашки на n шагов в направлении движения.
Направо m, где m ‑ целое число, вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.
(Вместо n и m должны стоять целые числа).
Запись Повтори 5 [Команда1 Команда2]означает, что последовательность команд в скобках повторится 5 раз.
Повтори 6 [Направо 60 Вперёд 15]
Какая фигура появится на экране?
1. правильный пятиугольник
2. правильный треугольник
3. правильный шестиугольник
4. правильный двенадцатиугольник
Решение.
Выпуклый многоугольник называется правильным, если у него все стороны равны и
все углы равны.
Черепашка шесть раз повторяет группу команд, указанную в скобках. При этом она каждый раз поворачивает в одном направлении — направо, на один и тот же угол и прочерчивает отрезки одинаковой длины.
Выполнив весь алгоритм, Черепашка совершит поворот на 600 ∙6 = 3600.
Сумма внешних углов многоугольника = 360°.
Следовательно, получается замкнутая ломаная, образующая правильный
многоугольник, состоящий из шести равных сторон, т.е.
правильный шестиугольник.
Пример 2 Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 [Направо 45 Вперёд 18 Направо 45]
Какая фигура появится на экране?
1. восьмиконечная звезда
2. правильный восьмиугольник
3. незамкнутая ломаная линия
4. квадрат
Если это правильный многоугольник, то сумма его внешних углов = 3600.
Величина одного внешнего угла = 450 + 450 = 900
3600./ 900 = 4 (делится нацело) Þ КВАДРАТ,
НО!!! Повтори 3 , а нужно 4 как минимум! Ломаная не замыкается
Пример 3 Каким должно быть значение nв цикле:
Повтори 10 [Вперед 10 Направо n], чтобы на экране появился правильный шестиугольник?
Решение
Угол поворота Черепашки в вершине шестиугольника будет равен углу, смежному с внутренним углом, т.е. n = 1800 – x.
Сумма внутренних углов правильного шестиугольника вычисляется по формуле (n-2)*1800, где n =6.
величина одного внутреннего угла x:
(n-2)*180/n=120
n = 1800 – x = 1800 –1200 = 60°.
Ответ 60
Решение задач "На какую команду можно заменить алгоритм"
Пример1 Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты
увеличивается, если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, –3) переместит Чертёжника в точку (6, –1).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (–2, –1) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1)
Конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (–9, –6)
2) Сместиться на (6, 9)
3) Сместиться на (–6, –9)
4) Сместиться на (9, 6)
Решение:
Для решения этой задачи, лучше использовать лист в клетьку, на котором мы будем отображать выполняемые Чертёжником команды.
Так как начальное положение у нас не задано, возьмем к примеру (1, 1). Чертежника я обозначил зеленым кружком:
Рассмотрим тело цикла:
Сместиться на (–2, –1) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1)
Давайте отразим эти команды на нашем рисунке:
Сместиться на (-2, -1)
Сместиться на (3, 2)
Сместиться на (2, 1)
Здесь цифрой 0 обозначено начальное положение Чертёжника, цифрой 1 — после выполнения первой команды Сместиться на (–2, –1), цифрой 2 — после второй команды Сместиться на (3, 2), цифрой 3 — после третьей команды Сместиться на (2, 1). Как мы наглядно видим, после выполнения трех команд Чертёжник сместился относительно начального положения на 3 клетки вправо и 2 клетки вверх. Если посмотреть на условие задачи, то видно, что эти три команды выполняются 3 раза (Повтори 3 раз). И если мы повторим рассмотренные команды из тела цикла еще один раз, то Чертёжник сместиться еще на 3 клетки вправо и 2 клетки вверх. А на последнем повторении — еще раз на 3 вправо и 2 вверх. В сумме получим, что после выполнения алгоритма Чертёжник сместиться на 3 раза по 3 клетки вправо и на 3 раза по 2 клетки вверх. Т. е. в общем он сместиться на 9 клеток вправо и 6 клеток вверх относительно начального положения. Значит весь этот алгоритм можно заменить одной командой — Сместиться на (9, 6).
Правильный ответ 4.